Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Журнал «Сумбур»
smbr.n-t.ru: Журнал «Сумбур»
Начало сайта / Разное / Праздники
Начало сайта / Разное / Праздники

Личности

История любви

Марина Цветаева

Худ. литература

Афанасьев

Андерсен

Бейтс

Бальзак

Бунин

Генри

Лондон

Мопассан

Эдгар По

Чехов

Изнанка зеркала

Страны и города

Украина

Деликатес

Разное

Сатурналии

 

Как встречали первый день Нового года различные народы Европы?

В Древнем Риме год завершался сатурналиями – празднествами в честь Сатурна – бога посевов и плодородия. Во время этого праздника Сатурну приносили в жертву свинью. Отголосок этого обычая встречается почти у всех народов Европы...

Итальянцы полагали, что употребляя в пищу под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. До сих пор там живет поверье, что под Новый год необходимо освободиться от всего плохого и печального. Поэтому в полночь 31 декабря из окон домов на улицы городов Италии с грохотом летит старая рухлядь – ломаная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т.д. Итальянцы рассказывали, что в рождественскую ночь в реках течет масло, а в источниках – мед. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на Рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых областях Италии люди и в наши дни спешат к источникам, чтобы набрать «новую воду»...

В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин молча открывает дверь и держит ее открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.

В Англии сохранился обычай украшать дома к рождеству ветками зелени – плющом, остролистом и др., символизирующими неумирающую природу. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой она висит. В ночь под Новый год эти ветки омелы зажигали и с такими факелами обходили свой земельный участок, чтобы разрушить чары злых духов и получить в будущем хороший урожай.

В Швеции дети на протяжении нескольких месяцев собирают старую посуду, чтобы в Новый год разбить ее о двери тех, кого они любят и уважают. Поймав шутника, хозяева угощают его пирожным, орехами и другими лакомствами.

С незапамятных времен у немцев существовал обычай украшать дом на Новый год зелеными ветками; считалось, что это гарантирует человеку в новом году здоровье и счастье. Сначала это были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перейдут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозеленой елкой. В канун «рождества» и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, «несущие в себе зародыш жизни»: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом этой трапезы была свинина с квашеной капустой.

В Испании в ночь под Новый год молодежь в причудливых масках, под предводительством «старика» и «старухи» ходят по домам, распевая новогодние песни. «Старик» и «старуха» носят с собой метлы и, выходя из дома, подметают за собой пол, чтобы очистить дом от накопившейся за год нечисти. В некоторых областях Испании торжественно сжигают чучело старого года.

На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с быками, скотоводы – овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом. В Греции придают большое значение личности первого человека, заходящего в дом на Новый год. На острове Аморгос им бывает сам хозяин дома, который, выйдя на улицу, затем заходит, делает два шага внутрь дома и приговаривает: «Входи, добро, счастье», потом отступает два шага назад и произносит: «Выходите, неудачи, несчастья!» Так повторяется трижды. В некоторых местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, чтобы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: «Пусть деньги хозяина будут так же тяжелы, как этот камень!»

На протяжении нескольких дней до и после Нового года в большинстве стран Европы можно встретить ряженых. Но особенно много их в эти дни в Швейцарии. Ряженые ходят по улицам, мажут сажей лица женщин, ударяют встречных ветками. Заходя во двор, они хлещут ветками скот и плодовые деревья. Считается, что все это должно принести здоровье людям и способствовать плодородию всей окружающей природы.

Одним из важных моментов в рождественской и новогодней обрядности, истоки которой лежат в глубокой древности, является зажжение полена. Его огню приписывали очистительную, животворную силу. Кроме того, вместе со сгорающим стволом будто бы истлевал и старый год со всем плохим, что в нем накопилось. Зажигали полено очень торжественно. В очаг его клал глава семьи, окруженный чадами и домочадцами. Полено должно гореть медленно и долго, в противном случае ожидалось несчастье. Сохраненные головни зажигали во время грозы, чтобы предохранить дом от попадания молнии...

Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница – хлеб, украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зелеными ветками. Этот хлеб был символом плодородия, ему приписывали чудодейственную силу. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, по воду для замеса ходили к источнику до восхода Солнца, причем, подходя к источнику, здоровались с ним и бросали в него мелкие монеты, зерна, яблоки. Ритуальное полено – бадняк – должен был принести из леса мужчина. Подходя к дереву, он здоровался с ним и рубил его с таким расчетом, чтобы дерево упало на восток, в противном случае искал другое (в Болгарии следили, чтобы дерево вообще на землю не упало).

В Черногории хозяйка встречала бадняк с неначатой буханкой хлеба. Вносили бадняк в дом как можно торжественнее, посыпая его зерном и поливая вином, а прежде чем зажечь, украшали зелеными ветками сосны, лавра и других деревьев. Недогоревший бадняк сохраняли до начала сева и на нем пекли хлеб, который пахари, съедали в поле. В память о предках на рождество и на Новый год зажигали свечи, которые ставили на окне. Если свеча погасала, это будто бы предвещало смерть кого-нибудь из членов семьи в следующем году. На Новый год не ели птицу, чтобы счастье, как птица, не вылетело из дома...

Примерно за неделю до рождества австрийские хозяйки выпекали специальный хлеб, причем когда его сажали в печь, то при этом присутствовали все домашние: чем больше глаз смотрят на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбарным ключом делали знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял болезни, придавал силу и здоровье.

В некоторых областях Венгрии, чтобы в новом году быть здоровым и богатым, умываясь утром, вместо мыла терли руки монетами. Накануне же Нового года, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол – «в Новый год с деньгами». Чехи и словаки полагали, что в сочельник нельзя уходить далеко от дома, чтобы потом не скитаться весь год; в этот день нельзя также спать и даже лежать, иначе «будешь болеть и полягут колосья хлебов». В Польше следили за тем, чтобы колядники прошли по всем домам, тогда в такую деревню не ударит молния.

Да, хотя в различных уголках Европы люди говорят на различных языках и весьма различаются образом жизни и стилем мышления, их на протяжении многих столетий объединяло одно и то же стремление: заворожить под Новый год здоровье, счастье и изобилие...

 

Источник информации:

Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1981.

Дата публикации:

25 декабря 2001 года

Электронная версия:

© Сумбур. Разное, 2001

В начало сайта | Личности | Худ. литература | Страны и города | Деликатес | Разное
© МОО «Наука и техника», 1997...2023
О журналеКонтактыРазместить рекламуПравовая информация