Из будней переводчика
Однажды сотрудников немецкой криминальной полиции (ГДР) вызвали для расследования кражи со взломом на железнодорожной станции под Лейпцигом. На запасных путях был разграблен целый вагон с красным вином из Тюрингии.
С изумлением криминалисты вынуждены были констатировать, что в вагоне, забитом некогда картонными ящиками с вином под самый потолок, остались теперь лишь жалкие растерзанные коробки.
Никто из опрошенных железнодорожников ничего не видел и сообщить ничего не мог. Охрана отсутствовала. Вообще каких-либо свидетелей установить не удалось. Вагон же прибыл давно и простоял в тупике более месяца. Предполагалось, что преступники, воспользовавшись отсутствием сторожа, орудовали ночью и, вероятно, продолжительное время.
Правда, действовали неизвестные как-то странно. Вместо того чтобы увезти вино на машине прямо в упаковке (что было бы гораздо проще и вполне логично), они унесли его, предварительно разорвав зачем-то каждую коробку. Было непонятно, для чего они тратили время на распаковку каждого ящика? Ведь содержимое в каждой упаковке было одинаковым. Уж не ревизией же занимались неизвестные в ночное время?
А наследили злоумышленники порядком, словно специально постарались. Следы сапог видны были повсюду. Полицейским не составило труда установить, что таких сапог никто из местных жителей не носил. Всё говорило о том, что это армейские солдатские сапоги военнослужащих Советской армии. Вскоре о происшествии была проинформирована советская военная комендатура в Лейпциге и военная прокуратура.
Выехавший на место происшествия представитель военной прокуратуры произвёл первые следственные действия. Под подозрение попали солдаты одной советской войсковой части, что в километре от немецкой железнодорожной станции.
– Откуда у тебя бутылка из-под вина? – задал вопрос помощник военного прокурора майор Сметаненко Ю.С. первому подозреваемому. – Только не говори мне, что купил в магазине. Всё равно не поверю!
Отпираться было бесполезно. Такого вина в ассортименте гарнизонного магазина просто не было. А до ближайшего немецкого магазина было далеко. К тому же днём солдаты выхода в город не имели, значит, купить не могли. В ночное же время магазин не работал. Оставалась потому одна и единственная версия появления такого вина в воинской части – со станции из разграбленного вагона.
Поэтому рядовой Иван Т. долго не отпирался и вскоре дал свои признательные показания об участии в краже. Подробно рассказал солдат, как убежал ночью в «самоволку» и украл две бутылки вина из вагона, стоявшего в тупике на станции.
– Почему только две, а не больше? – спросил следователь.
– Так спрятать под формой, а потом перелезать через забор своей воинской части было бы трудно! – был вполне правдоподобный ответ военнослужащего.
Допросы и других подозреваемых также показали, что солдаты бегали к вагону по одному и забирали по одной, по две бутылке – не более. Таким образом, в течение примерно одного месяца всё содержимое вагона с немецким вином из Тюрингии перекочевало в советскую воинскую часть. Сумма ущерба от похищенного была внушительной.
Определить же зачинщиков или организатора кражи не представлялось возможным. Каждый из допрошенных солдат уверял, что узнал о вагоне с вином от других и наведывался на станцию ночью самостоятельно.
И вот перед следователем военной прокуратуры встал вопрос. Кому предъявлять обвинение в расхищении всего вагона с вином? Ведь каждый из допрошенных признавался в совершении кражи только нескольких бутылок... А за это привлечь к уголовной ответственности, и приговорить человека к лишению своды было нельзя, в виду малозначительной суммы причинённого ущерба. Применить можно было только меру административного наказания в виде... штрафа! Однако, даже оштрафовав и десяток солдат стоимость похищенного всё равно не возместить.
Ситуация складывалась неординарная! С одной стороны, виновные установлены, но спросить с кого-то конкретно и привлечь к уголовной ответственности невозможно. Также некому было предъявить к возмещению всю сумму ущерба, заявленную в результате кражи.
После всех консультаций и переговоров с хозяевами «хмельной бандероли» было принято наконец компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Возместить ущерб должна была вся воинская часть, для чего всех солдат вывели в один из выходных дней на «субботник», во время которого они целый день бесплатно прокладывали шпалы на подъездных путях немецкой железной дороги.
Потерпевшая сторона осталась довольна и сняла все свои прежние претензии по краже и причинённому ущербу.
Об авторе:
Юрий Кухливский, переводчик и журналист, г. Калининград.